Смерть в Екатеринбурге Явление великой княжны Тело в Мавзолее Начало Великой депрессии Электричесие озарения Теслы Экстрасенс для Гитлера Петля вокруг Максима Горького Воинственные планы вождя Операция Утка Перл Харбор-позор Америки Кто стоял за Штирлицем Камикадзе презревшие смерть Атомная бомба для Нью-Йорка Следы Нацисткого золота Откуда взялось трофейное кино Смерть Сталина Закат секс-символа Америки Трагедия в Далласе Американцы на Луне Автокатастрофа для принцессы Разрушение исполинов Нью-йорка Подземелья Берлина
Откуда взялось трофейное кино
После 1947 года на экранах Советского Союза неожиданно появилось множество зарубежных фильмов, которые назывались трофейными. Предполагалось, что все их снимали в довоенной Германии. Интерес к ним был огромным. На самом деле среди этих трофейных фильмов немецких было очень немного, большая часть — американские и английские. Как же в Советском Союзе, с его идеологическими установками, решились показать буржуазные фильмы с чуждой моралью?

 

... начало статьи

За 1945-1946 годы со студии в Бабельсберге вывезли все, что можно было вывезти, и разместили в подмосковной деревне Белые Столбы, где с 1937 года находился архив Госфильмофонда СССР. Начиная с 1947 года в Белых Столбах советские кинематографисты начали изучать привезенные киноленты, вели отбор. Они давали рецензии на американские, английские, французские и немецкие фильмы. Все эти данные направлялись руководству Министерства кинематографии СССР. Их просматривал министр И. Г. Большаков и докладывал Сталину. Сталин был большим любителем зарубежных кинофильмов. На просмотр ему привозили кинокомедии, приключенческие ленты. Многие из так называемых трофейных «переводил» ему лично Большаков. Делалось это следующем образом. Предварительно содержание фильма переводили на русский язык, печатали на машинке. Большаков основательно знакомился с содержанием фильма, выучивал реплики актеров наизусть! Иногда его замещал Берия. Но его перевод заключался в том, что он просто пересказывал содержание картины.

Идея выбрать наиболее подходящие фильмы и показать их народу родилась не от хорошей жизни. В послевоенное время в советской стране снималось мало картин. В основном это были ленты либо на военную тему, либо на историко-патриотическую. Снимали их очень долго. Кинопрокат особой прибыли не приносил. А если показывать трофейные? Деньги потекут в бюджет, и свободное время людей будет занято. А идеология? Один-два фильма не перевоспитают. Именно этими соображениями руководствовался Сталин с подсказки Министерства кинематографии СССР, когда дал добро на показ трофейных фильмов.

И в кинотеатрах к невероятному удовольствию граждан стали показывать американскую «Серенаду солнечной долины» (1941) с участием оркестра Гленна Миллера, остросюжетную драму «Судьба солдата в Америке» (1939), многосерийного «Тарзана» (1942) с Джонни Вайсмюллером, английского «Багдадского вора» (1940), немецкую «Индийскую гробницу» (1933). В титрах за редким случаем не указывались ни оригинальное название фильма, ни имена режиссера, актеров, ни страна, где он производился. Все эти данные заменяли короткие дежурные строки: «Фильм трофейный, взят Советской армией в Берлине в 1945 году». И все. В эту категорию «трофейных» попали также ленты, которые снимали уже после войны. Но это никого не волновало. Казна пополнялась, зритель радовался знакомству с чуждым ему буржуазным образом жизни, оставался верен советскому строю, но начал задумываться...




древний мирсредневековьеновое времяновейшая историяглавная