Загробная жизнь философа Лицо за железной маской Заговорщица Софья Пират его Величества Волшебное стекло Колдун с Сухаревой башни Франкмассоны-вольные каменщики Отец Робинзона Крузо Ограбление Франции Вор,запугавший Москву Самозванка из Европы Самый правдивый враль на свете Подозревается Сальери Гильотина-машина казни Часовщик, комедиограф, торговец Помещица-душегубица Эротические безумства маркиза Поиски головы Гайдна Странная болезнь императора Старец Федор Кузьмич Пророчества вещего Авеля Пленник замка Иф Драма в театре Форда Ку-клукс-клан-орудие расистов Трою ли нашел Шлиман Зловещие портреты Неуловимый Джек-потрошитель Порох Менделеева Первый и последний рейс Титаника Черная рука Сараево Божий человек в царском доме Танцовщица, любовница, шпионка
Зловещие портреты
Странный, если не сказать трагический, рок преследовал людей, портреты которых писал Илья Репин. Ему позировал поэт Тютчев, и вскоре, в 1873 году, он скончался. В1881 году Репин быстро написал портрет писателя Писемского, и вскоре его не стало. За четыре дня он изобразил композитора Мусоргского, а спустя девять дней тот умер. Случайное совпадение? Или закономерность? В Петербурге распространялись слухи: Репин — зловещий художник, его кисть предвещает смерть.
... начало статьи

Поэт Фет не сразу согласился позировать. Под разными предлогами уклонялся от сеансов. Товарищи по цеху по секрету сообщили: Афанасий Афанасьевич... боится. А вдруг заболеет, он уже немолодой, вдруг и его постигнет участь безвременно ушедших? Едва уговорили. Работа затянулась, разговаривали о разном. Закончив позировать, Афанасий Афанасьевич облегченно вздохнул. Прошло несколько месяцев... Фет был живой и невредимый, хотя, говорили, стал более внимательно следить за своим здоровьем. Все эти мысли невольно одолевали Репина, когда в 1884 году он приступил к одному из самых своих известных произведений — «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Идея картины появилась у Репина сразу после убийства народовольцами царя Александра II в 1881 году. Узнав о страшном злодеянии,

Репин перекрестился в своей мастерской: «Слава Богу, я не сделал ни одного его портрета, иначе его смерть приписали бы мне». А не создать ли трагическое живописное полотно с царем на переднем плане? Например, царь во гневе? Кто? Конечно, Иван Грозный. Толчком к созданию картины послужила поездка в Испанию в 1883 году, когда Репин увидел бой быков и кровь матадора. Тогда в уме созрела сцена убийства царем своего сына. Теперь оставалось найти нужных натурщиков. Но кто согласится позировать для таких образов? Однако желающие нашлись... Личность Ивана Грозного издавна привлекала художников. Фигура колоритная: сильный правитель, неплохой писатель и в то же время вспыльчивый, жестокий человек. И сын его, Иван, вспыльчивостью был похож на отца. Ссора их, по легенде, произошла из-за невестки — жены царевича. Зашел Грозный как-то в ее светелку, а она там полураздетая. Он осерчал на ее непотребный вид, а царевич вступился за жену. Но, зная характер царя, его любвеобилие, естественнее предположить, что Грозный просто-напросто домогался жены своего сына. Молодой Иван возмутился и выложил батюшке все, что о нем думал. Царь пришел в ярость, схватил посох и, как писал историк Н. М. Карамзин, «печально удачным ударом жезла в висок положил сына на место». Царь тотчас пожалел о содеянном, но было уже поздно...

На Литовском рынке Репин встретил чернорабочего — крючковатый нос, безумные глаза — и быстро зарисовал его. Знакомый Репина, композитор Бламберг согласился попозировать для следующего наброска Ивана Грозного. Художник Мясоедов был третьим, чьи черты были использованы для создания образа царя. Жестокий царь с каждым мазком кисти становился все реальнее, все живее. Сознавая это, Репин позже писал: «Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над нею». Не хватало только сына царя, Ивана. Кто-то из знакомых писателей привел к нему молодого, но уже знаменитого автора «Красного цветка» Всеволода Гаршина. Как только Репин увидел Гаршина, понял — вот он, царевич Иван. «В его характере главной чертой было нечто ангельское. Добрейшая, деликатнейшая натура»,— вспоминал потом Репин. Репину было известно, что Гаршин нездоров — что-то с нервами, слишком впечатлительная натура. Это как раз то, что нужно для его замысла. Правда, Гаршин был брюнетом, а Репин представлял себе Ивана русым. И Репин сделал несколько этюдов со своего знакомого — светловолосого художника Менка. Картина была завершена к 1885 году. К концу работы художник чувствовал себя крайне утомленным, опустошенным, как будто картина высосала из него всю энергию.

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» показывалась на 13-й передвижной выставке. Правительство усмотрело в ней «крамолу» и не рекомендовало демонстрировать широкой публике. И тотчас появился слух, будто бы Репин рисовал царевича с умирающего человека, который скончался на его глазах. Смерть в его картине была настолько достоверной, что некоторые особо нервные дамы даже падали в обморок. Гаршин, с удовольствием позировавший, неожиданно от первоначального восторженного состояния перешел в мрачное меланхолическое: он увидел себя, истекающего кровью, и с этой поры ему становилось все хуже и хуже. 19 марта 1888 года, ощущая невыносимую тоску, он вышел из квартиры, посмотрел по сторонам и бросился в пролет лестницы. Он лежал в луже крови с разбитой головой. Совсем как царевич Иван. Через пять дней он умер. На его похоронах говорили об ужасной картине Репина, которая предрекла гибель Гаршина...




древний мирсредневековьеновое времяновейшая историяглавная