Германец на Римском троне Господин Великий Новгород Папесса на троне Хитрости княгини Ольги Изгнанный бог Перун Леди Годива из Клвентри Кровавый путь крестоносцев Богатырь с русской печи Конец ордена Тамплиеров Закат величия рыцарства Черная смерть Европы А был ли Вильгельм Телль Саван для Христа Костер для Орлеанской девы Гарем турецкого султана Вампир Брэма Стокера Заблуждения Колумба Лукреция из семейства Борджиа Враг папы Римского Шарлатан или провидец Легенды Покровского храма Кровавая свадьба в Париже Западня для Королевы Лжедмитрий-царь Московский Невероятная судьба Сервантеса. Злой рок Караваджо Жизнь за царя Шекспир или не Шекспир ротанговая мебель рыбалка в ближайшем подмосковье
Жизнь за царя

В 1838 году в Костроме по указанию Николая I был воздвигнут памятник русскому крестьянину Ивану Сусанину, совершившему зимой 1613 года подвиг — он завел в непроходимый лес поляков, искавших молодого русского царя Михаила Федоровича. Известный историк Н. И. Костомаров сомневался в историчности Сусанина. Он считал, что это мифологизированный образ.

... начало статьи

У нее появилось подтверждение, когда в 1619 году царь Алексей Федорович пожаловал грамоту крестьянину села Домнино Богдашке Сабинину за то, что его тесть Иван Сусанин, которого польские и литовские люди пытали, требовали назвать местонахождение царя, ничего не сказал, и его замучили до смерти. Такие грамоты выдавались и позднее в 1641,1691 и 1837 годах. Однако ни в летописях, ни в хрониках не сохранилось никаких подробностей ни о Сусанине, ни о его подвиге, ни об интервентах поляках в Костромском уезде. На основании этого историк Н. И. Костомаров утверждал, что Иван Осипович Сусанин — житель села Домнино, которое принадлежало боярам Романовым, а все остальное — лишь легенда. Раз в летописях 1613 года ничего не сказано о нахождении польско-литовского отряда возле села Домнино, то его там и не было, а погибший крестьянин Иван Сусанин — лишь одна из бесчисленных жертв шаек разбойников.

Но с ним не согласились историк С. М. Соловьев, журналист М. П. Погодин. Зачем царю дарить грамоту жертве разбойников? В своих исследованиях они опирались на новые данные, появившиеся в конце 80-х годов XIX века, полученные после поисков губернских архивных комиссий. Так, в 1882 году историку Костромского уезда В. А. Самарянову удалось отыскать источники, в которых говорилось, что отряды поляков и литовцев подходили к селу Домнино, когда искали новоизбранного царя Михаил Федоровича, который находился в своей вотчине вместе с матерью. Иван Сусанин предупредил его, увел поляков и тем самым спас ему жизнь. Подвиг Сусанина отразился во многих поэтических и музыкальных произведениях XIX века. Михаил Глинка написал оперу под названием «Жизнь за царя», которая была поставлена в Санкт-Петербурге в 1836 году. Император Николай I, присутствовавший на премьере, в знак чрезвычайного одобрения пожаловал композитору бриллиантовый перстень.




древний мирсредневековьеновое времяновейшая историяглавная