Загробная жизнь философа Лицо за железной маской Заговорщица Софья Пират его Величества Волшебное стекло Колдун с Сухаревой башни Франкмассоны-вольные каменщики Отец Робинзона Крузо Ограбление Франции Вор,запугавший Москву Самозванка из Европы Самый правдивый враль на свете Подозревается Сальери Гильотина-машина казни Часовщик, комедиограф, торговец Помещица-душегубица Эротические безумства маркиза Поиски головы Гайдна Странная болезнь императора Старец Федор Кузьмич Пророчества вещего Авеля Пленник замка Иф Драма в театре Форда Ку-клукс-клан-орудие расистов Трою ли нашел Шлиман Зловещие портреты Неуловимый Джек-потрошитель Порох Менделеева Первый и последний рейс Титаника Черная рука Сараево Божий человек в царском доме Танцовщица, любовница, шпионка
Первый и последний рейс Титаника
За несколько недель до гибели крупнейшего английского морского лайнера в немецкой бульварной газете «Берлинер Таге-блатт» был опубликован роман Герхарда Гауптмана «Атлантис». В нем писатель с необыкновенной точностью и прозорливостью передал трагедию гибнущего в Атлантике судна, столкнувшегося с айсбергом. Что это — случайное совпадение, роковое предчувствие или сглаз?
... начало статьи

14 апреля был четвертый день плавания. Поздний вечер. Впередсмотрящий Фредерик Флит заметил, что звездное небо неожиданно исчезло. Перед ним возвышалась гигантская глыба. Что это? Айсберг? До полуночи оставалось 20 минут. Гигантское судно едва вздрогнуло. Большинство из 2206 пассажиров не заметили толчка. Фредерик Флит немедленно рванул веревку колокола громкого боя. Это был первый сигнал тревоги. Три раза звонил он. Затем по телефону прокричал: «Прямо по курсу айсберг!» С капитанского мостика в котельную понеслась команда «Лево на борт!» и затем «Полный назад!» Внизу кочегары уже слышали шум поступавшей в трюм воды. Несмотря на команду «Полный назад!», гигантское судно продолжало по инерции двигаться вперед, и ниже ватерлинии ледяная глыба прорезала обшивку в длину на 90 м. Позднее, когда специалисты реконструировали все по минутам, их вывод был таким: если бы «Титаник» ударился в айсберг фронтально, то остался бы на плаву. Но маневры капитана «Лево на борт!» и затем «Полный назад!» привели к тому, что он подставил бок корабля льдине.

Вода быстро затопила первый и второй носовые отсеки. Капитан приказал задраить переборки, перекрыть автоматическими дверьми все 16 водонепроницаемых отсеков корабля и остановить судно. Через 5 минут все машины прекратили работу, и гигантский «Титаник» отдал себя на волю волн. Остановка судна разбудила многих пассажиров, но пока все было спокойно. В казино продолжали делать ставки, на зеленое сукно сыпались жетоны, крупье лопаточкой собирал их. Через 10 минут после столкновения неожиданно раздался мощный грохот, напоминавший взрыв. В котельную начала поступать вода, из машин под высоким давлением с шипением вырывался пар. Теперь запустить двигатели не было никакой возможности. Капитан Смит был в нерешительности. Очевидно, уверенность в непотопляемости «Титаника» помешала ему реально оценить обстановку и привела к непоправимым ошибкам. Он первым делом бросился к каюте люкс, в которой располагался самый дорогой пассажир, миллионер Джон Джекоб Астор. Кстати, этот джентльмен, несмотря на то что его разбудили первым и предоставили место в шлюпке, отказался от него ради женщины и погиб...

Пассажиры первого класса, одетые по-зимнему и сверху натянувшие на себя спасательные жилеты, собирались на корме. Затем настала очередь пассажиров второго класса. Больше всего капитан опасался, что на судне сразу начнется паника и все смешается. Но никакой паники не было. Об этом позднее свидетельствовали оставшиеся в живых пассажиры. В 00 часов 10 минут носовая часть судна неожиданно погрузилась в воду глубже обычного. Этот крен уже заметили все. Может быть, после такого явного ухудшения положения судна капитан решил наконец дать сигнал SOS? Нет, опять ничего подобного он не сделал. И только когда в каютах третьего класса уже плавала мебель, в эфире прозвучали позывные морзянки SOS! После этого капитан отдал приказ готовить к спуску шлюпки, которые могли вместить только 1178 пассажиров. А куда деваться остальной тысяче с лишним? Первыми спасали женщин и детей, в основном пассажиров первого класса. И все это время корабельный оркестр, собравшийся на корме, играл веселые мелодии. Неожиданно раздался грохот, упала первая дымовая труба, корма резко пошла вверх, многие не удержались на ногах, упали, кое-кто свалился в воду. Именно в этот момент среди пассажиров началась паника: стало ясно, что «Титаник» тонет.

Теперь уже джентльмены, забыв, что они должны пропускать вперед женщин и детей, первыми спешили покинуть судно. Шлюпки еще раскачивались над палубами, но в них уже лезли люди, срывались, падали в воду, следом лезли другие. Некоторые шлюпки спускали на воду полупустыми. Когда судно накренилось еще сильнее, наблюдавший за всей этой отчаянной неразберихой известный миллионер Гугенхайм вместе со своим слугой спокойно спустился к себе в каюту, переоделся во фрак и вернулся наверх. Это были последние минуты, когда его видели живым. Почему он не захотел сесть в шлюпку, кому уступил свое место, так и осталось загадкой. В 2 часа 20 минут «Титаник» стоял почти вертикально. На верхней и нижней палубах еще находились люди, они ждали помощи, рассчитывая, что их не бросят на произвол судьбы. Напрасно. В те последние минуты морской кодекс был забыт командой корабля, шла настоящая жестокая борьба за выживание.

Затем раздались два взрыва — в машинном отделении лопнули котлы, и с шумом, выпуская струи воздуха, «Титаник» ушел под воду, унося с собой в каютах сотни людей, которые не смогли выбраться наверх... Некоторое время над океаном царила тишина и темнота. Были слышны лишь негромкие крики тонущих, всплески весел, редко взлетали осветительные ракеты. Капитану Смиту, который плыл рядом со шлюпками, матросы предлагали помощь, к нему тянулись руки, но он отказался, понимая, что вина за гибель судна лежит на нем. Среди спасенных его не оказалось. 1517 пассажиров нашли свою могилу в ту апрельскую ночь в ледяных водах Атлантики. Произошла самая большая техногенная катастрофа в истории человечества. Были названы и ее виновники, в их числе капитан Смит и владельцы «Титаника», которые не снабдили судно достаточным количеством спасательных шлюпок. Гибель гигантского лайнера стала печальным предупреждением всей мировой цивилизации — ни одно самое совершенное техническое средство не способно противостоять стихийным силам природы.

В 1985 году на глубине 3800 м перед побережьем Ньюфаундленда спущенные американскими исследователями глубоководные аппараты обнаружили остатки разломившегося надвое «Титаника». В июле 1986 года американской экспедиции удалось сделать первые снимки погибшего судна и разбросанных вокруг него предметов. Сегодня место гибели «Титаника» достаточно хорошо изучено, многие вещи подняты, часть выставлена в музее Нью-Йорка, часть продана с аукциона Сотби.




древний мирсредневековьеновое времяновейшая историяглавная