Загробная жизнь философа Лицо за железной маской Заговорщица Софья Пират его Величества Волшебное стекло Колдун с Сухаревой башни Франкмассоны-вольные каменщики Отец Робинзона Крузо Ограбление Франции Вор,запугавший Москву Самозванка из Европы Самый правдивый враль на свете Подозревается Сальери Гильотина-машина казни Часовщик, комедиограф, торговец Помещица-душегубица Эротические безумства маркиза Поиски головы Гайдна Странная болезнь императора Старец Федор Кузьмич Пророчества вещего Авеля Пленник замка Иф Драма в театре Форда Ку-клукс-клан-орудие расистов Трою ли нашел Шлиман Зловещие портреты Неуловимый Джек-потрошитель Порох Менделеева Первый и последний рейс Титаника Черная рука Сараево Божий человек в царском доме Танцовщица, любовница, шпионка
Поиски головы Гайдна
Во время перезахоронения в 1820 году останков великого австрийского композитора Йозефа Гайдна был вскрыт его гроб. Представители общественности Вены к своему ужасу увидели, что у трупа отсутствовала голова. Президент полиции Вены граф Зедльницки тотчас отдал приказ начать расследование. Первым делом обратились к некоему коллекционеру черепов умерших Иоганну Петеру.
... начало статьи

Йозеф Гайдн родился в небольшом австрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией. Его отец, каретных дел мастер, по вечерам играл дома на арфе, мать серьезно увлекалась пением, и эта страсть к музицированию передалась и сыну. Он научился играть на клавире, скрипке, органе. Первыми крупными его произведениями стали симфонии и опера «Хромой бес». Потом Гайдн работал аккомпаниатором у итальянского композитора и вокального педагога Н. Порпоры, с 1759 года дирижировал капеллой у чешского графа Морциана. Но самый важный период его жизни и творчества прошел в Айзенштадте у князей Эстерхази — одной из самых влиятельных аристократических семей Австро-Венгрии. В их резиденции с 1761 до 1790 год Гайдн руководил симфоническим оркестром, создал большинство своих произведений. Позднее он работал в Лондоне и Вене, где и умер в 1809 году. Похоронили его с большим почетом. Во время похорон звучали речи о необходимости перенесения праха композитора в Айзенштадт.

Этого перезахоронения опасались два человека — почитатель творчества Гайдна, знаток теории Галля, бывший секретарь князя Эстерхази Карл Розенбаум и его друг Иоганн Петер. Они решили завладеть черепом композитора, чтобы сохранить навечно и особенностями его строения подтвердить гениальность маэстро. Темной ночью два подкупленных могильщика вскрыли могилу Гайдна, отделили голову от тела и передали ее Розенбауму. Он отвез ее в больницу для дальнейших препарации — для мацерирования и отбеливания черепа. Затем, получив готовый материал, Розенбаум поместил его в специальный саркофаг — деревянный ящик, обитый черным бархатом,— выставил этот самодельный «мавзолей» в саду и показывал важным гостям.

Вся эта история не стала бы достоянием гласности, если бы в 1820 году не состоялась эксгумация останков Гайдна для перезахоронения в Айзенштадте. Тогда-то все и вскрылось. Полиция быстро вышла на след Розенбаума и Петера, но они и не скрывались, так как считали, что совершили богоугодное дело. Однако обнаружить реликвию ни у того ни у другого не удалось: настоящий череп они успели надежно спрятать, а полицейским вернули череп другого умершего. Его и присоединили к останкам Гайдна. Обман раскрылся только в 1954 году, когда выяснилось, что настоящий череп Гайдна все это время передавался из рук в руки по родственной линии владельцев, пока не оказался в музее патологоанатомического института университета Вены. В 1959 году череп наконец воссоединился с основными останками Гайдна в Айзенштадте, где и был торжественно перезахоронен в местной церкви.




древний мирсредневековьеновое времяновейшая историяглавная