Германец на Римском троне Господин Великий Новгород Папесса на троне Хитрости княгини Ольги Изгнанный бог Перун Леди Годива из Клвентри Кровавый путь крестоносцев Богатырь с русской печи Конец ордена Тамплиеров Закат величия рыцарства Черная смерть Европы А был ли Вильгельм Телль Саван для Христа Костер для Орлеанской девы Гарем турецкого султана Вампир Брэма Стокера Заблуждения Колумба Лукреция из семейства Борджиа Враг папы Римского Шарлатан или провидец Легенды Покровского храма Кровавая свадьба в Париже Западня для Королевы Лжедмитрий-царь Московский Невероятная судьба Сервантеса. Злой рок Караваджо Жизнь за царя Шекспир или не Шекспир
Шекспир или не Шекспир

В Великобритании не любят подвергать сомнению существование поэта и драматурга Шекспира. Но это ни в коей мере не влияет на многолетний спор о феномене Шекспира — с одной стороны актер, не имевший сколько-нибудь серьезного образования, с другой — драматург, создавший величайшие произведения.

... начало статьи

И опять возникают вопросы. Почему преуспевающий содиректор театра не остался в Лондоне? Почему не предпринял попытку реанимировать успешно действовавший театр? Почему вернулся на родину, в глубинку? И непонятно отчего умер, от какой болезни? Об этих фактах Вероны», «Ромео и Джульетта». Позднее появились и вторые фолио, его произведения печатались отдельно, в сборниках, ставились драмы, комедии. Но особый интерес к личности и творческой деятельности Шекспира подогрела американская писательница Делия Бэкон (не родственница знаменитого философа), которая в 1856 году опубликовала свои исследования о жизни и творчестве драматурга. Именно она подвергла сомнению тот факт, что неграмотный театральный делец мог создать такие пьесы, которые отражают идеалы всего человечества — высокую культуру, стремление к политической свободе, говорят о конфронтации с режимом королевы Елизаветы. Все его пьесы, по мнению Делии Бэкон,— плод коллективного труда ряда выдающихся умов той эпохи, и прежде всего великого философа, оратора и государственного деятеля Фрэнсиса Бэкона и поэта, писателя и флотоводца Уолтера Рэйли. Возможно участие и других драматургов.

Подтверждение своей гипотезы Д. Бэкон находила в необыкновенной эрудиции драматурга, знании им географии, ботаники. Она считала, что конспирация Ф. Бэкона под именем Шекспира была вызвана политическими условиями, невозможностью открыть свое имя. Она была убеждена, что под могильной плитой Шекспира запрятаны документы, которые могут пролить свет на эту тайну. Но ей не позволили вскрыть священную могилу. Ее выводы во многом справедливы. Современные лингвисты провели свои исследования, и оказалось, что Шекспир (в буквальном переводе «потрясающий копьем») в своих произведениях использовал до 25 тысяч слов, что для того времени является феноменальным достижением. (Для сравнения — словарь языка Пушкина, творившего в XIX веке, составлял 20 тысяч слов. Современный человек с высшим образованием в своей речи использует от 5 до 10 тысяч слов.) Кроме того, Шекспир ориентировался во французском языке, в греческом, знал сочинения древнегреческих и римских авторов, цитировал их, хорошо знал географию, историю, ботанику. Нет сферы человеческого знания той эпохи, которой бы он не коснулся в своих произведениях.

Но где библиотека великого драматурга? Почему не сохранилось ни одной книги, которую он читал дома или в Лондоне? Неизвестно ни одного названия. Почему по возвращении в Стрэтфорд он начинает заниматься ростовщическими делами, преследует мелких должников, а не пишет новые комедии и драмы? Почему такая резкая разница между активной театральной и творческой деятельностью в Лондоне и полной отрешенностью дома? Приехал как будто другой человек. В чем причина этой метаморфозы? Эти вопросы волновали и будут волновать не только ученых-специалистов, исследующих творчество Шекспира, но и всех тех, кто хотел бы в бесконечной полемике о его авторстве установить истину и поставить точку.




древний мирсредневековьеновое времяновейшая историяглавная